Получи верный ответ на вопрос «Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов . » по предмету Биология, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!
Новые вопросы по биологии
Глотка строение и функции
Выберите один правильный ответ. 1. Одноклеточные организмы объединены в царство: 1-грибов, 2-бактерий, 3-растений, 4-животных. 2. Оформленное ядро отсутствует в клетке: 1-грибов, 2-растений, 3-бактерий, 4-животных 3.
Впячивания внутренней мембраны — кристы — находятся в 1) митохондрии 2) хлоропласте 3) эндоплазматической сети 4) лизосоме
Какие функции в клетке выполняет цитоплазма? а) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов; б) придает клетке форму; в) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов; г) защищает содержимое клетки от воздействия среды.
При каких условиях относительные частоты генов в популяции не будут изменяться из поколения в поколение?
Биология 11 класс (Урок№15 — Свойство и развитие экосистем.)
Главная » ⭐️ Биология » Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов
Источник: 4i5.ru
rybkolub
Содержание аквариума – одно из самых интересных и увлекательных занятий, оно не только доставляет радость и удовольствие, но и может многому научить. В своем доме вы можете создать маленький подводный мир, поселив в нем экзотических представителей далеких тропиков.
Животные и растения в неволе требуют бережного и любовного ухода. Но одной любви мало. Необходим также определенный объем знаний и опыта. В нашей статье мы рассмотрим основные факторы среды, воздействующие на аквариумных обитателей. Зная их вы можете рассчитывать на успех в аквариумистике.
В первую очередь, основополагающими факторами, воздействующими на население аквариума, являются абиотические факторы среды.
Первая, главная образующая среды аквариума – вода. Возможность существования в воде рыб и растений сильно зависит от ее состава и качества. К основным параметрам воды относятся: жесткость (- dH) и активная реакция воды (pH).
В зависимости от вида солей жесткость воды разделяется на постоянную (соли: CaSO 4 , CaCl 2 , MgSO 4 , MgCl 2 ) и временную (соли: Са(НСО3)2; Mg(НСО3)2). Общая жесткость воды состоит из постоянной и временной жесткости. Различают воду очень мягкую (1-4°), мягкую (4-11°), средней жесткости (11-22°), жесткую (22-34°) и очень жесткую (более 34°dH).
Большинство аквариумных рыб и растений на родине живет в очень мягкой или мягкой воде. В наших условиях, когда водопроводная вода имеет среднюю или высокую жесткость, нетребовательные аквариумные рыбы и растения за долгое время адаптировались к ней.
В обратном случае, применяются специальные способы умягчения воды: разбавление водопроводной воды дистиллированной, применение ионообменных смол. pH определяется соотношением содержания ионов водорода и гидрокс анионов. pH измеряется в единицах от 0 до 14, потому нейтральная реакция находится ровно посередине и равна 7. Слева от середины идут «кислые» воды, вправо «щелочные». В аквариуме возможна жизнь в пределах между 3,5-10,5 pH., но практически для большинства рыб и растений оптимальное pH – 6,5-8,5. Измерив pH вашей воды, вы можете увидеть, что необходимо в вашем случае – подкислять или подщелачивать воду. Подкисляют и подщелачивают воду специальными средствами, предназначенными для аквариумистики.
Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Видеоурок по биологии 9 класс
Второе место после воды занимает свет. Свет необходим растениям для процесса фотосинтеза, рыбам для поиска корма, половых партнеров и размножения. Аквариумы, как правило, освещаются специальными люминесцентными лампами, часто подобные лампы имеют специальным образом подобранный спектр излучения, способствующий активному росту растений. Также они обладают большой экономичностью. Мощность ламп подбирается в зависимости от выращиваемых растений – но для большинства подходит соотношение 0,5-1 ватт на литр воды.
На третьем месте расположена температура воды. Родина большинства аквариумных рыб и растений – тропики и субтропики. Естественно, что наилучшая температура для их жизни – такая же, как и на их родине, для поддержания оптимальной температуры воды используются специальные нагревательные приборы, оснащенные термостатами. В аквариуме считается нормальной температура 24-26°С. От температуры воды напрямую зависит объем газов, которые могут в ней раствориться – чем выше температура, тем меньший объем газов, в т.ч. кислорода, необходимого для дыхания рыб, может раствориться в воде.
Содержание кислорода в воде, также немаловажно, ведь большинство живых организмов использует для дыхания кислород, и взамен выделяет углекислый газ. При воздействии света в зеленых частях всех растений происходит процесс фотосинтеза – поглощение углекислого газа и выделение кислорода, и кислорода выделяется больше, чем необходимо растению для дыхания. Таким образом, благодаря растениям, вода в аквариуме обогащается кислородом, необходимым для дыхания рыб. Но не стоит забывать, что когда мы выключим свет – растения будут точно так же, как и рыбы потреблять кислород. Также обогащению аквариумной воды кислородом, способствуют специальные методы аэрации.
Среди наиболее опасных газов, находящихся в растворенном виде в воде является аммиак. Аммиак – ядовитый газ, образуется в аквариуме в результате разложения органических веществ – не съеденных остатков корма, экскрементов рыб, отмерших частей растений. Аммиак очень ядовит, и присутствие его в аквариуме в большом количестве губительно для всех живых организмов.
Итак, мы рассмотрели основные факторы, воздействующие на аквариумных обитателей. Их правильное соотношение и соблюдение тех или иных параметров в зависимости от потребностей аквариумах рыб и растений, позволит вам в полной мере насладиться видом здорового аквариума. Мониторинг большинства показателей аквариумной воды осуществляется с помощью специальных тестов или тестовых наборов.
К биотическим факторам среды относятся, главным образом, взаимоотношения обитателей аквариума. Подбирая население аквариума, не следует забывать о особенностях вселяемых в водоем представителей видов. Так, рыбы-альгофаги пожирают водоросли, но в аквариуме они не будут мешать водным растениям, наоборот, будут очищать их листья и стебли от обрастания нежелательными водорослями.
Экологические ниши указанных рыб и растений сопрягаются, но не накладываются одна на другую. Две такие рыбы разных видов соответственно будут мешать друг другу в ограниченном пространстве. Таким образом, аквариумист должен подбирать жильцов в своем аквариуме так, чтобы жизненные потребности одних не были бы в ущерб другим.
Нельзя помещать к хищникам рыб, которых эти хищники воспринимают как жертву (маленьких, равных по размеру или больших малоподвижных рыб). Нельзя также совмещать рыб с разным отношением к абиотическим факторам водной среды. Не меньшее значение имеет и зона обитания жителей аквариума. Каждый из них должен найти подходящее местообитание в водоеме, которое не было бы в ущерб другим.
Так, например, нельзя перенасыщать аквариум донными видами рыб, так как им не будет хватать мест обитания и укрытий на дне, что может привести к гибели слабых особей. Необходимо правильное, равномерное распределение рыб в толще аквариумной воды. Перенаселение аквариума также может стать причиной гибели и деградации рыб. Особое внимание нужно уделять видам, для которых характерна территориальность, размещение таких видов в маленьком аквариуме неизбежно приведет к трагедии. Аквариумные растения также имеют проблемы с совместимостью, так например, светолюбивые растения явно не будут сочетаться с теневыносливыми.
Источник: rybkolub.livejournal.com
Нарисуйте аквариум и опишите его как экосистему с указанием абиотических биотических факторов среды
V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке
- Главная
- Список секций
- Биология
- Исследование факторов устойчивости экосистемы аквариума
Исследование факторов устойчивости экосистемы аквариума
Лачева А.А. 1 Смирнова А.А. 1
1 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа поселка Ярославка» ЯМР
Салова Н.К. 1
1 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа поселка Ярославка» ЯМР
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
«Для увлекающегося и любопытного человека аквариум — это не только эстетическое удовольствия, но и прекрасная возможность приобретения знаний самого обширного круга, это маленькое окно в большой, сложный и удивительный мир живых существ» (А. С. Полонский).
Понятие экосистема обычно применяют к природным объектам разной сложности и размеров: тайга или небольшой лес, океан или маленький пруд. В них функционируют сложно уравновешенные природные процессы. Существуют также биологические системы, созданные искусственно. Примером может служить экосистема аквариума, необходимое равновесие в которой поддерживается человеком.
Аквариум — маленькая искусственная экосистема, структура которой мало отличается от природной. Составляющими экосистемы являются биотоп и биоценоз. В аквариуме неорганической природой (биотопом) служит вода, грунт, их свойства. Она же включает в себя объем пространства водной среды, ее подвижность, температуру, освещенность и другие параметры.
Необходимые свойства среды обитания создаются и поддерживаются человеком. Он кормит обитателей аквариума, заботится о чистоте грунта и воды. Тем самым создает лишь модель экосистемы, а ее устойчивость зависит от того, насколько учтены все условия.
Цель работы: изучить влияние факторов среды на устойчивость экосистемы аквариума.
— определить значение абиотических факторов в школьном аквариуме, сравнить их с оптимальными;
— описать функциональные группы организмов аквариума, их влияние друг на друга
— сделать вывод об устойчивости экосистемы аквариума
Актуальность темы заключается в том, что аквариумы широко используются как оригинальный элемент интерьера в квартирах, учреждениях, в школах. Вместе с тем он доставляет много хлопот по уходу за обитателями. На занятиях объединения «Юный эколог» мы рассматривали аквариум как экологическую систему и решили выяснить значение различных факторов на ее устойчивость. Гипотеза исследования:если обустроить аквариум с учетом закономерностей естественных экологических систем, то равновесие в нем будет сохраняться долго и он потребует минимального ухода.
— Сбор литературных источников
— Использование интернет — ресурсов
— цифровая лаборатория Relaf Late
2.1 Абиотические факторы
Подготовку аквариума начинают с грунта. В грунте укореняются растения, из него же они берут незначительное питание, на его поверхности удерживается грязь. В качестве грунта обычно используют речной песок и гравий. Обычный речной песок темного цвета средней или крупной зернистости укладывают на дно аквариума в один слой толщиною в 4—5 см.
Песок предварительно промывают, интенсивно помешивая до тех пор, пока сливаемые порции воды становятся прозрачными. Мы используем крупнозернистый речной песок и речную гальку, при этом обязательно кипятим их в течение 1 часа. Под слой песка можно внести немного глины, это положительно сказывается на развитии растений.
Основными параметрами и показателями качества аквариумной воды являются:
— Жесткость воды (hD);
— Водородный показатель (pH);
— Наличие растворенного кислорода
Жесткость аквариумной воды (hD) обусловлена наличием в ней карбонатов и гидрокарбонатов кальция и магния. Их концентрация составляет общую жесткость, которую можно разделить на временную (KH) и постоянную (GH). Временная жесткость аквариумной воды (КН) – это концентрация углекислых солей кальция и магния.
Такая жесткость может меняться в течении суток и зависит от интенсивности фотосинтеза. Постоянная жесткость аквариумной воды (GH) – это количество растворенных сульфатов и хлоридов кальция и магния. При кипячении такой воды концентрации этих катионов и анионов практически не изменяются – отсюда и название «постоянная жесткость». Жесткость воды имеет важнейшее значение для жизни аквариумных рыб, так как соли кальция и магния используются для построения скелета. Для различных видов аквариумных рыбок показатели жесткости воды различны, большинство комфортно себя чувствуют при жесткости от 3-15° hD, изменение ее в ту или иную сторону может привести к ухудшению самочувствия рыбок, к нарушению функции размножения и оплодотворения икры.
Общая жесткость аквариумной воды измеряется немецкими градусами (hD). 1° hD – это 10мг окиси кальция в 1литре воды.
Аквариумная вода с параметрами жесткости:
от 1 до 4° hD – очень мягкая;
от 4 до 8° hD – мягкая;
от 8 до 12° hD – средней жесткости;
от 12 до 30° hD –очень жесткая;
В поселке Ярославка вода очень жесткая, мы снижаем ее с помощью фильтрации, используя фильтр «Арго» и отстаивания в течение 1-2 дней. Измерение общей жесткости аквариумной воды методом титрования мыльным раствором показывает жесткость воды в пределах 7-8 hD.
(Измерения проводились 2 раза в месяц в течение пяти месяцев). Водородный показатель воды (pH) определяет нейтральную, кислую и щелочную реакцию воды. Аквариумная вода с параметрами pH: — от 1 до 3 – сильнокислая; — от 3-5 кислая; — от 5-6 слабокислая; — 7 нейтральная; — 7-8 слабощелочная; — 10-14 сильнощелочная. Большинство аквариумных рыбок предпочитают pH от 5,5 до 7,8.
При необходимости кислотность воды можно изменить: если необходимо снизить – подкисляют воду настоем торфа; если необходимо увеличить – используют пищевую соду. Мы проверяем кислотность аквариумной воды с помощью индикатора pH цифровой лаборатории Relab Lite, она равна 7,76 (на момент измерения 05.02.18г.) и колеблется в пределах 7,3-7.8.
Рыбы – это хладнокровные животные, полноценная жизнедеятельность которых обеспечивается за счет постоянства температуры воды в среде обитания. Температура тела рыбы превышает температуру воды примерно на 1 о . Изменение температуры среды обитания непосредственно влияет на состояние здоровья хладнокровных организмов.
Все виды рыб имеют свой верхний и нижний порог t o . Рыбы чувствительны к тем параметрам, которые выходят за пределы допустимых. Когда граница нарушается на несколько градусов, здоровье рыбок резко ухудшается. Частые и резкие перепады температур негативно сказываются на их самочувствии.
Чтобы поддерживать оптимальный режим температур в аквариуме, нужно знать допустимые температурные режимы для тепловодных и холодноводных рыб. Для тепловодных рыбок t o воды ниже 18-20 градусов считается недопустимой. У аквариумных рыб этой категории получается выжить и в более низких диапазонах на протяжении длительного времени.
Но этой рыбе требуется много кислорода и пространства, необходима хорошая аэрация. Для холодноводных рыб подойдет аквариум без подогрева, 14-25 градусов для них – максимум. Они также нуждаются в обилии растворенного кислорода. Медленное изменение на 2-4 градуса не приводит к трагическим последствиям. Наш аквариум разновидовой, но почти все виды рыб (кроме золотой) -тепловодные, поэтому термометр автоматически поддерживает температуру 25 градусов.
Интенсивность и продолжительность освещения влияет как на рыб, так и на состояние растений, причем им она гораздо важнее. Излишняя продолжительность и малая интенсивность приводит к возникновению водорослей, которые очень быстро размножаются и покрывают собой не только высшие растения, но и стенки аквариума и элементы декора.Для освещения используют специализированные люминесцентные лампы.
Комфортное освещение аквариума лежит в пределах от 0.5-0.65 Вт/литр. При таком освещении комфортно себя чувствуют большинство растений, рыбки приобретают более яркую и контрастную окраску. В нашем аквариуме в крышку в крышке закреплены две люминесцентные лампы. При освещении аквариума необходимо соблюдать следующие правила:1.
Не устанавливать аквариум в таком месте, куда бы падали прямые солнечные лучи – это приведет к возникновению огромного числа различных микроскопических планктонных водорослей и к зацветанию воды.2. Продолжительность освещения должна колебаться в пределах 9-12часов в сутки.
2.2 Биотические факторы
Основные консументы в аквариуме — рыбы. Они представлены видами: Моллинезия черная, сомик Анциструс, сом Таракатум, Скалярия, Золотая рыбка, Тетра, Гурами мраморный, Лабео. Гурами-лабиринтовые рыбы, у них есть особый орган – лабиринт. Он выполняет очень важную функцию: позволяет особям дышать атмосферным воздухом, не отфильтровывая кислород из воды жабрами.
Именно поэтому они отличаются высокой выживаемостью. Всего в аквариуме 20 рыбок — это оптимальное количество для аквариума объемом 150 литров. Кроме рыбок в аквариуме есть улитки — мелании, ампулярии, катушки и микроскопические животные:
Одноклеточные – Инфузории (Инфузория-Трубач, Спиростомум, Инфузория – туфелька, Сувойки, Стилонихии); Раковинные амебы (Арцелла, Небела).
Многоклеточные организмы: различные виды водных клещей, имеющих разную окраску, а так же круглые черви — уксусные угрицы.
Они представлены сапрофитными бактериями; детритными частицами питаются хламидомонада, раковинные амебы, сомики, улитки.
2.3 Характеристика способов питания и пищевых цепей в экосистеме аквариума
У аквариумных растений питание почвенное и с помощью фотосинтеза; рыбки получают готовый корм, его количество должно быть строго ограниченным, так как остатки корма могут вызвать порчу воды. Среди инфузорий есть виды всеядные (полифаги) и с более узкой пищевой специализацией (монофаги).
В качестве полифагов можно назвать трубача и стилонихию, которые питаются одноклеточными водорослями, бактериями, мелкими видами инфузорий. Другие инфузории предпочитают однородную пищу (растительную или животную). Так, например, туфелька и сувойка питаются преимущественно бактериями и продуктами гниения, а стилонихия главным образом поедает мелких инфузорий. Раковинные амебы питаются одноклеточными водорослями, бактериями, детритными частицами; нематоды — растительной пищей и бактериями; клещи — типичные хищники. Таким образом, в аквариуме есть все функциональные группы организмов – продуценты, консументы различных порядков, редуценты; они образуют много пищевых цепочек, например:
Водоросли нематоды рыбы Водоросли инфузории рыбы Детрит бактерии инфузория -туфелька стилонихия клещ Инфузория-туфелька моллюскиХламидомонада инфузория-туфелька дафния;Зеленые водоросли лабео;Бактерии дафния неон
Цепи питания в аквариуме короткие, так как необходимо постоянное внесение корма для рыб человеком. Так как известно, что с одного трофического уровня на другой передается только 1% энергии, то количество трофических уровней, которые могут обеспечиваться энергией, аккумулированной в кормах, ограниченное. И потому цепи в аквариумах характеризуются наличием 2-4-х звеньев.
2.4 Устойчивость экосистемы аквариума
Чтобы рыбки жили долго, да еще и приносили потомство, необходимо в аквариуме поддерживать биологическое равновесие. Под биологическим равновесием понимают такое состояние водной среды, при котором продукты жизнедеятельности рыб и других обитателей успевают разрушиться, не принося им вреда, а физические свойства воды (прозрачность, цвет и др.) остаются почти без изменений.
Наш аквариум является устойчивой экосистемой, так как мы грамотно спланировали его:
— Правильно подобрали грунт и оборудование; — Виды растений, рыб, моллюсков и их количество соответствуют условиям абиотических факторов; — Все параметры водной среды регулярно отслеживаются и при необходимости корректируются.
Благодаря достаточно большому видовому разнообразию всех обитателей аквариума его экосистема очень устойчива и требует минимального ухода.
Выполняя проект, мы изучили правила обустройства аквариума, научились готовить временные микропрепараты, работать с цифровым оборудованием, ухаживать за обитателями аквариума и проводить наблюдения за ними, представлять результаты своей работы.
Эта работа нас очень увлекла, мы определили для себя направления дальнейших исследований:
— влияние на обитателей аквариума факторов окружающей среды
-изучение различных форм размножения и развития обитателей аквариума
1. В.В. Сивкова. Справочник школьника нового типа.
2. В.Ф. Натали. Зоология беспозвоночных, Москва, «Просвещение» 1975г.
3. К. Вилли. Биология, Москва «Мир», 1974г.
4. Жизнь животных, т1, Москва, «Просвещение», 1987 (под редакцией Ю.И. Полянского).
5. В.П. Герасимов. Беспозвоночные животные (изучение в школе).М., Просвещение, 1978г.
6. М.А. Козлов, И.М. Олигер. Школьный Атлас-определитель беспозвоночных.
М. «Просвещение», 1991г.
Хлорелла Хламидомонада
Валлиснерия Элодея
Риччия Эхинодорус
Криптокорина Ряска
Трубач Спиростомум
Сувойки Стилохиния
Небелла Водяной клещ
Моллинезия чёрная Гурами мраморный
Сом Таракатум Золотая рыбка
Источник: school-science.ru