Наблюдение за поведением аквариумных рыбок

Наблюдая в аквариуме за поведением, кормлением, размножением рыб, аквариумист может значительно углубить свои знания по биологии.
Для организации регулярных (дневниковых) наблюдений нужно обращать внимание на следующие вопросы:
1. Условия содержания рыб (необходимая температура, уровень воды, освещенность, состояние растений, наиболее привлекательный корм).
2. Поведение рыб в зависимости от времени года, погоды, вида корма и способа его добычи, недостатка кислорода и других условий.
3. Размножение (брачная окраска, даты нереста, особенности хода, изменение аппетита взрослых рыб, сроки выхода и развития мальков, забота о потомстве).
Роль разных плавников при перемещении рыб.
Для опыта лучше взять неприхотливых местных рыб (например карась, вьюн). Быстро и осторожно, чтобы не повредить рыбу, шерстяными нитками или тонкими резинками прижимают к телу отдельные группы плавников. Наблюдая за тем, как меняется движение рыбы с «отключенными» плавниками, можно сделать вывод о роли этой группы плавников в перемещении рыб. Для отключения хвостового плавника к рыбам прикрепляются легкие лучинки, оставляя другие плавни свободными.

Наблюдение за поведением аквариумных рыбок


Влияние атмосферного давления на поведение рыб
Сопоставляя регулярные наблюдения за барометром и поведением рыб, можно заметить, что при низком атмосферном давлении рыбы слабо реагируют на корм, начинают подниматься к поверхности воды и хватать ртом воздух. Это связано с тем, что при понижении атмосферного давления уменьшается растворимость газов в воде и рыбам не хватает кислорода. Если поместить рыбу в стеклянную банку, которая герметически закрывается (лучше всего для этой цели подходит вьюн), и при помощи насоса откачать из нее воздух, то это явление можно вызвать искусственно. По этим наблюдениям можно сделать вывод о возможных изменениях погоды. Аналогично можно пронаблюдать изменение жизни рыб в зависимости от фаз луны и других природных факторов.
Влияние электромагнитного излучения и вибрационного воздействия бытовых приборов на поведение рыб
Для этого используется небольшой аквариум с малоподвижными (например сомики) или, наоборот, очень юркими рыбами (например данио) и на определенный промежуток времени размещается в зоне действия телевизора, холодильника и т. д. Таким путем в квартире, например, можно определить относительно благополучные энергетические участки.
Изменение окраски рыб под цвет грунта
Для опытов используют несколько банок с хорошо промытым грунтом разного цвета (кирпич, песок, галька, уголь). В каждую банку помещают одну рыбу одного и того же вида и ставят на освещенное место. Через некоторое время рыбы приобретут окраску грунта. Для подкаменщиков это время равно 30 минутам, для щиповок, карасей, гольцов, вьюнов, пескарей — 2—3 суткам.

Ход опыта можно ускорить, если банку закрыть бумагой или тканью определенного цвета. Чем меньше размер рыбы, тем быстрее изменяется ее окраска. Если окраска рыб изменится окончательно, их пересаживают в аквариум с белым грунтом: на этом фоне разнообразие цветов рыб особенно зрелищно.
Выработка условных рефлексов у рыб
Если рыб кормить каждый день в определенное время и перед кормлением на некоторое время включать звонок или издавать какие-либо другие постоянные звуки, то через несколько недель у рыб выработается рефлекс на звук. Как только звонок будет включен, они плывут к месту кормления. Подобные рефлексы можно выработать на постукивание по аквариуму, зажигание лампочки и другие сигналы.

Опыт можно усложнить путем перегораживания аквариума стеклом. По условному сигналу рыба стремится схватить корм, но наталкивается на стекло. Через некоторое время рыбы перестают реагировать на сигнал и на корм, который бросают за стекло. После этого стекло вынимают. Но рыбы не обращают внимания на корм в этой части аквариума (во время опыта рыб умеренно подкармливают в других частях аквариума).

Рубрика: Аквариумные рыбки, Статьи | 1 Комментарий »

Один комментарий

  1. владик(16.02.2015 в 19:32 ) пишет: спасибо

Источник: aquadomik.ru

Конспект занятия «Наблюдение за рыбками» в средней группе

Цель: вызвать радость от наблюдения за живым объектом, способствовать развитию наблюдательности.

— Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках, ее строении (у нее есть голова, глаза, хвост, плавники);

— Ознакомление детей с некоторыми особенностями поведения: живет в воде, плавает с помощью плавников, глотает корм, двигает хвостом;

— Дать детям знания о том, что рыбку нужно кормить;

— Обогащение словаря детей словами: аквариум, плавает, плавники, хватает;

— Формировать умения соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения;

— Учить аккуратно закрашивать губкой лист, развивать моторику, воображение.

Методы и приемы:

— словесные (беседа, вопросы)

— наглядные (аквариум с рыбкой)

— игровые (пальчик игра)

— стимулирующие (похвала, поощрения)

Ход занятия.

Круг радости: Солнце яркое встает

Лучики свои нам шлет

Руки к солнцу мы протянем,

Здравствуй, солнышко мы скажем!

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и гостями. Посмотрим, друг другу в глаза и улыбнемся. Ребята, а зачем, люди здороваются. (ответ детей)

Сюрпризный момент: стук в дверь.

Воспитатель: Ребята пойду посмотрю кто это к нам стучится.

Ой посмотрите нам пришла посылка. Но что же в ней? А вот записка. (нужно отгадать)

Под водой всегда она

молчалива и скромна,

Голова, хвост, плавники,

Ее знаешь точно ты

Отвечай же, делай выбор,

Дети знают это (рыба)

Правильно. (Открываем посылку) Посмотрите ребята «кто это?». Это рыбка в аквариуме. Какие они красивые и разные. Хотите понаблюдать за ними.

Но вначале запомните правила: нельзя стучать по стеклу; рыбка пугается; нельзя ловить рыбку, она должна находиться в воде, без воды она может погибнуть, на нее можно смотреть, ею можно любоваться. Понаблюдаем за рыбками.

Что вы заметили? Где живет рыбка? Какая вода? Что рыба делает в воде? Что ей помогает плавать?

Чем покрыто тело у рыбки?

Она покрыто чешуей и слизью, это делает ее скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

А мне интересно как дышит рыбка? У нее есть особое приспособление для дыхания под водой — жабры.

Ребята, как вы думаете рыбка нас видит? (да) А как вы узнали? (у нее есть глаза)

Скажите, а что надо делать чтобы рыбка не погибла? (кормить)

А чем питается рыбка? (кормом) Правильно, аквариумные рыбки питаются сушеными червячками и мотыльками.

Давайте спросим хочет ли наша рыбка кушать? Кто знает, как это сделать? (нужно легонько постучать по стеклу т если рыбка хочет кушать она подплывет к верху к краю воды).

Посмотрите она хочет кушать? (бросаю в аквариум корм) Как рыбка ест? (хватает ртом кусочки)

А давайте поиграем с нашей рыбкой.

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять

Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим тебя поймать

Рыбка спинку изогнула

Крошку хлебную взяла

Рыбка хвостиком вильнула

Очень быстро уплыла.

Молодцы ребята. Пока мы играли рыбка шепнула мне. что ее друзьям грозит опасность, и ей нужна ваша помощь. Поможем рыбке? (да) Присаживайтесь на свои места, у вас на столах лежат «аквариумы» давайте и наполним их чистой водой. Берите в руки губки, набирайте на них краску и закрашивайте поверхность вашего аквариума.

Практическая работа: (под звуки шума моря дети рисуют)

Дети закрашивают губкой, смоченной в синей краске, поверхность аквариума на чистом листе в форме большого бокала предварительно нарисованы рыбки восковой свечкой. При закрашиванием краской, рыбки проявились.

Воспитатель: Ой ребята посмотрите кто появился в ваших аквариумах? (рыбки) Вот теперь нашей рыбке точно будет весело с друзьями.

Итог: За кем мы с вами сегодня наблюдали? Что нового узнали? О ком говорили? Что вам понравилось? О чем

Публикации по теме:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста об аквариумных рыбках — гуппи. Наблюдение за рыбками в аквариуме

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста об аквариумных рыбках — гуппи. Наблюдение за рыбками в аквариуме Цель: пополнить знания детей об аквариумных рыбах – гуппи. Задачи: познакомить с особенностями строения рыб, с условиями необходимыми.

Конспект НОД «Наблюдение за муравьями» в средней группе Цель: Дать представление детям о муравьях, их образе жизни. Задачи: формировать знания о жизни муравьев; дать элементарное понятие, что.

Конспект прогулки «Наблюдение за пауком» в средней группе

Конспект прогулки «Наблюдение за пауком» в средней группе Цели: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические.

Конспект прогулки «Наблюдение за травой» в средней группе

Конспект прогулки «Наблюдение за травой» в средней группе Цели: обобщить и углубить представления о весне по существенным признакам сезона; учить устанавливать связь между состоянием живой природы.

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение на огороде»

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение на огороде» b]Цель: [/b]формировать представление об изменениях в природе поздней осенью. Ход наблюдения Привести детей на огород. Вспомнить, что они.

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за цветником»

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за цветником» Наблюдение за цветником Цели: закрепить знания детей о цветнике; воспитывать желание ухаживать за клумбой; подготовить ее к посадке цветов.

Конспект прогулки «Наблюдение за листопадом» в средней группе

Конспект прогулки «Наблюдение за листопадом» в средней группе Цели: учить узнавать и называть признаки осени; развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться.

Конспект занятия «Наблюдение за муравьями в средней группе»

Конспект занятия «Наблюдение за муравьями в средней группе» Цели: развитие интереса к окружающему миру. Задачи: — пополнить знания детей о муравьях, их образе жизни; — сформировать представление.

Конспект занятия «Наблюдение в средней группе за петунией и лилиями летом»

Конспект занятия «Наблюдение в средней группе за петунией и лилиями летом» Цель: формирование представления детей о садовых цветах. Ход наблюдения Еще в феврале посеяли цветы в баночки в огороде на подоконнике.

Конспект занятия «Наблюдение за берёзой летом» в средней группе

Конспект занятия «Наблюдение за берёзой летом» в средней группе Задачи: • продолжать наблюдать за березой, • находить и называть признаки, по которым ее можно выделить среди других деревьев; • прививать.

  • Аквариум. Наблюдения за рыбками в аквариуме
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Рыбы и рыбки
  • Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
  • Средняя группа
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020

Источник: www.maam.ru

Исследовательская работа «Наблюдение за аквариумными рыбками»

Я всегда мечтала иметь у себя дома небольшой уголок живой природы. Свой интерес к аквариуму и уходу за рыбками я переняла от папы. Вместе с ним я учусь ухаживать за рыбками, а заодно наблюдать за их поведением, жизнью. Поэтому аквариум стал для меня уголком отдыха и окном в природу. Поэтому я решила провести наблюдения за аквариумными рыбками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Наблюдение за аквариумными рыбками» »

МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1

г. Серафимовича

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА АКВАРИУМНЫМИ РЫБКАМИ

ученица 1 «В» класса

Руководитель:

Верстюк Юлия Александровна

учитель начальных классов

II Основная часть

1. Характеристика скалярии.

2. Организация жизненного пространства.

3. Мои наблюдения:

а) кормление рыбок

б) температурный и световой режим

в) эксперимент по приучению рыбок к кормлению

Мой аквариум огромный,

Как домашний океан,

За стеклом струится скромный

Пузырьков живой фонтан…

Между водорослей нежных,

Возле камешков на дне

Рыбка плавает неспешно

И живет на радость мне.

Почему я решила провести наблюдения за аквариумными рыбками?

Аквариум – целый мир с водными растениями, рыбками и улитками. Его название происходит от латинского слова «аква» — вода. В аквариуме же весь год может быть лето и это придает любой квартире уют и комфорт.

Я всегда мечтала иметь у себя дома небольшой уголок живой природы. Свой интерес к аквариуму и уходу за рыбками я переняла от папы. Вместе с ним я учусь ухаживать за рыбками, а заодно наблюдать за их поведением, жизнью. Поэтому аквариум стал для меня уголком отдыха и окном в природу. Сейчас у меня в аквариуме живут четыре скалярии, несколько видов барбусов, гурами и сомики.

Актуальность исследовательского проекта отражает смысл потребности человека в общении с природой. Так как у меня есть аквариум, то я решила изучить и провести наблюдения за аквариумными рыбками.

Гипотеза: доказать своим родителям, что я смогу самостоятельно ухаживать за аквариумными рыбками.

Цель моего исследования: провести наблюдение за жизнедеятельностью скалярий и их поведением.

  1. Организовать жизненное пространство для аквариумных рыб.
  2. Установить, какой корм предпочитают рыбки.
  3. Пронаблюдать свойство раздражимости у рыбок (на свет, тепло).

II Основная часть.
1. Характеристика скалярии.
Скалярия – род рыб отряда окунеобразных, относятся к семейству Цихлиды. Длина рыбок достигает 15 см., высота до 26 см. Тело этих рыбок имеет дисковидную форму, больше выдается в высоту, чем в длину. Благодаря сильно удлиненным плавникам приобретает форму, напоминающую полумесяц. Основная окраска тела скалярий сильно варьируется.

Она может иметь различные оттенки, начиная от зеленовато-серой и заканчивая оливковой с серебристым отливом. Спина рыб темнее брюшка. По их телу проходят вертикальные темные полосы, насыщенность которых зависит от состояния рыбы. Родиной скалярий является северная часть Южной Америки, среднее течение реки Амазонки и её притоки.

Название этой рыбки переводится, как «крылатый лист». На западе её называют «рыбка — ангел». В нашей стране эти рыбы появились в начале 20 века. Скаляриям необходим большой и глубокий аквариум не менее 50 см высоты. В аквариуме должна быть густая растительность, но вместе с этим также необходимо и свободное пространство для плавания.

2. Организация жизненного пространства
Рыбы и растения, содержащиеся в аквариуме, в большинстве своем родом из тропических областей. Поэтому нужно было обязательно создать хорошие условия содержания для моих питомцев. Аквариум – маленький искусственный водоём. Для аквариума мне понадобились: плавающая кормушка, обогреватель, термометр, лампа, сачок для отлова рыб, компрессор, фильтр. Чтобы обеспечить аквариумным растениям субстрат, а рыбам «почву под ногами» на дно аквариума я помещаю грунт из мелких камушек и различных ракушек. Для оформления жизненного пространства аквариума потребуется также водные растения и определенные декоративные материалы. В грунт высаживаю водяные растения. Прежде, чем заполнить стеклянный сосуд водой, нужно предварительно её отстоять в течение двух-трех дней. Сначала вода была мутной, но постепенно мелкие частички грунта осели, вода стала прозрачной. Обитателей аквариума я запустила в отстоявшуюся и нагретую до нужной температуры воду. РЫБКИ ЖИВУТ ТОЛЬКО В ЧИСТОЙ ВОДЕ.
3. Мои наблюдения. а) кормление рыбок Главный фактор в долгой жизни рыбок – правильное кормление. Кормить рыб надо обязательно не торопясь и внимательно наблюдая за их реакцией на корм. Однако из главных правил для аквариумиста звучит так: лучше не докормить, чем перекормить. Если в аквариуме остаётся не съеденный корм, то он начинает загнивать, вода мутнеет, а следствием этого может быть массовая гибель рыб. После моего наблюдения, я определила, что взяв какую-либо меру корма его надо вносить небольшими порциями так, чтобы рыбы мгновенно его съедали, а случайно упавший на дно корм собрали примерно за пять минут. Корм я посыпала в плавающую кормушку. Такое количество корма, то есть съеденного за пять минут, я стала давать и в следующие дни. А излишки корма удаляю сачком. Идеальным кормом можно считать разнообразный живой корм. Но не всегда удаётся в наших условиях его приобрести, поэтому приходиться обходиться сухим кормом. Корм сухой лучше всего приобретать в специальных зоомагазинах. Там продаётся высококачественный витаминный корм. Мы купили два вида корма «Универсал» и «Коктейль» — ежедневный корм для аквариумных рыб. Это сбалансированный по всем основным питательным веществам, витаминам и микроэлементам, корм. Производится из натуральных продуктов животного и растительного происхождения методом сухого прессования. В состав корма входят: рыбная, пшеничная, травяная и соевая мука, крапива, микроэлементы, витамины А,В,С,Д,Е,К,Н и специальные добавки. Кормила рыбок 2 раза в сутки утром и вечером, чередуя корм. Но старалась в одно и то же время. Рыбкам очень нравилась еда, которой я их кормила. Вывод: Рыбам нравится любой из данных кормов, они быстро привыкают к режиму кормления. Обитатели аквариума любят разнообразный корм, поэтому корма лучше чередовать. Не следует давать рыбам слишком много корма, это приводит к нарушению биологического равновесия в аквариуме и ухудшает состояние его обитателей. б) температурный и световой режим
Далее я провела следующее наблюдение. Когда вода в моём аквариуме была 20-22°, то при такой температуре рыбы плавали сверху. Я решила проверить, как рыбы будут реагировать на тепло. Когда у обогревателя температуру увеличила, то рыбки быстро облюбовали тепленькое местечко и плавали там, где вода нагрелась от обогревателя. Продолжая эксперимент, я поместила скалярий в отдельную банку с температурой 28°С. Я увидела, что при очень высокой температуре — выше 28°С становится плохо, им не хватает кислорода, и они начинают задыхаться. Ведь в теплой воде кислорода растворяется меньше, чем в холодной. Если же температура 28°С, то нужно, чтобы вентиляция воздуха в аквариуме была постоянной. Оптимальная температура для содержания скалярий 24°С, а для того чтобы они стали размножаться, температуру нужно увеличить до 26°С-28°С. Но при этой температуре воду обязательно нужно продувать и фильтровать. А если температура в аквариуме снизится до 17°, то болезнь, а следом и гибель чудесных рыбок неминуема.hHHJKJ
Вывод: Лучшая температура воды для скалярий 24—26°С. При этой температуре рыбки выглядят особенно яркими. Особое внимание я обратила на освещение аквариума, где живут рыбки. У моего аквариума есть специальное освещение, которое встроено в крышку аквариума. При этом освещении рыбки выглядеть особенно ярко. Я заметила, что если вкрутить в светильник простую лампочку вода в аквариуме быстро становиться мутной и рыбы начинают терять свои яркие краски. Так же скалярии очень пугливы. Внезапный свет может их напугать и тогда их краска тоже бледнеет. Если горит свет в аквариуме, то рыбки ведут себя более оживленно, плавают вблизи света, им нравится искусственное солнышко, но не более 12 часов в сутки. Вывод моего наблюдения: скалярии любят яркий свет, но при длительном освещении теряют свою окраску. Проводя наблюдения за аквариумными рыбками, я решила опросить учеников нашего класса, «Что они знают о содержании рыбок в аквариуме?». Мною было опрошено 14 учащихся нашего класса. Опрос учащихся

Вопросы Да Нет
1 Считаете ли вы, что рыбок лучше перекормить, чем не докормить? 8 6
2 Считаете ли вы, для того, чтобы рыбкам было комфортно, вода должна быть холодной? 5 9
3 Считаете ли вы, что свет в аквариуме должен гореть постоянно? 6 8
4. Хотели бы вы иметь аквариум дома? 13 1

Считаете ли вы, что рыбок лучше перекормить, чем не докормить?

Считаете ли вы, для того, чтобы рыбкам было комфортно, вода должна быть холодной?

Считаете ли вы, что свет в аквариуме должен гореть постоянно?

Хотели бы вы иметь аквариум дома? Вот какие результаты я получила: Многие дети заблуждаются в том, что рыбкам нужно много корма. На самом деле их лучше немного не докормить. Большинство правильно полагают, что вода для рыб не должна быть холодной. Также большая часть правильно думает, что свет рыбкам не нужен 24 часа в сутки.

Почти все ребята хотели бы иметь дома аквариум.

в) эксперимент по приучению рыбок к кормлению
В течение пяти дней я со своими рыбками провела приучению рыбок к кормлению на звук. Кормила рыб в одно и то же время. 1 день. Я постучала по аквариуму. Рыбки не подплыли. Посыпала корм.

Рыбки подплыли.
2 день. Я постучала по аквариуму. Подплыли пять рыбок. Посыпала корм. Рыбки подплыли все.
3 день Я постучала по аквариуму. Почти все большие рыбки подплыли и несколько маленьких. Посыпала корм. Рыбки подплыли все.
4 день Я постучала по аквариуму. Подплыли все рыбки за некоторым исключением. Посыпала корм. Рыбки подплыли все.
5 день Я постучала ложечкой по аквариуму. Все рыбы подплыли к кормушке. Посыпала корм.
Вывод: Таким образом, мне понадобилось всего 5 дней по приучению рыбок к кормлению на звук. Чтобы выработать это свойство нужно кормить рыб в одно и то же время, стучать по стенке аквариума в определенном месте.

Вывод моих наблюдений На основе моих наблюдений и эксперимента, я сделала вывод, что эти рыбки легко уживаются с другими породами рыб. Скаляриям необходим большой и глубокий аквариум высотой не менее 50 см., так удобнее за ними наблюдать. Едят скалярии любой корм. Кормить их нужно небольшими порциями в одно и то же время 1 раз в день или даже через день. Корм лучше чередовать.

Избыток корма плохо влияет на воду в аквариуме и его обитателей. Скалярии любят тепло, оптимальная температура воды в аквариуме 24-26 градусов. А слишком теплая вода погубит рыб. Также скалярии любят свет, но при длительном освещении они теряют краски. У этих рыбок легко выработать условный рефлекс.

Нужно всего лишь кормить рыбок в одно и то же время, но прежде стучать по аквариуму каким-нибудь предметом. Гипотеза, выдвинутая мною в том, что я смогу самостоятельно ухаживать за аквариумными рыбками, подтвердилась. В будущем я планирую понаблюдать за появлением на свет мальков и за их поведением в первые дни жизни. Хочу понаблюдать, за какое время мальки достигнут размеров взрослых рыб? Ответы на эти вопросы мне еще предстоит узнать.

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Про Аквариум